> > Реализация Южно-Якутского комплексного инвестиционного проекта набирает ход
17
Май

Помимо проектирования первого крупного объекта – Канкунской ГЭС, по словам Борисова, уже ведется полномасштабное проектирование Эльконского комбината по добыче урановой руды (крупнейшего в России), Тарыннахского и Таежного железорудных ГОКов, а также электросетевой инфраструктуры. «Завершено проектирование Инаглинского угольного комплекса. Часть проектной документации по железным и автомобильным дорогам успешно прошла госэкспертизу», – рассказал президент Якутии.

Ключевой и первый проект – Канкунская ГЭС. Ее строительство ведет госхолдинг «Русгидро» (при софинансировании из Инвестфонда РФ). Мощность станции, которую планируется возвести на реке Тимптон, составит 1,2 ГВт, среднемноголетняя выработка электроэнергии – до 4,87 млрд кВт/ч. Во второй половине мая в Нерюнгринском и Алданском районах Якутии пройдут общественные слушания по оценке воздействия проекта на окружающую среду. Впрочем, вряд ли стоит ожидать больших споров: по данным Корпорации развития Южной Якутии, зона водохранилища будет располагаться в узкой речной долине каньонного типа. «Для нас принципиальным является тот факт, что в ходе строительства затоплению подлежит небольшая территория. Для всех ГЭС один из основных критериев экологической безопасности – площадь зеркала будущего водохранилища. Чем она меньше, тем лучше. Река Тимптон протекает в основном в каньоне, следовательно, площадь разлива будет минимальной. Проектные проработки показали, что площадь водохранилища на единицу электрической мощности в 40 раз меньше аналогичных равнинных станций. Основная масса воды будет оставаться в естественном узком каньоне реки», – рассказал Егор Борисов.

Второй момент: район строительства гидроузлов ГЭС находится в необжитых и труднодоступных местах, в которых отсутствует оседлое население. В силу чего строителям не придется при организации водохранилища тратиться на переселение, переустройство линейных сооружений и т.п. Правда, Егор Борисов в своем интервью отметил, что «территория, где будет создано водохранилище, – место традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера, проживающих в этом районе, преимущественно эвенков оленеводов». Но, заверил он, «к этому вопросу компания „Русгидро” относится ответственно». «Принимаются меры по минимизации ущерба окружающей среде, налажен конструктивный диалог гидроэнергетиков с местным населением. Правительство республики в соответствии со своими полномочиями и ответственностью держит вопросы экологии на данном объекте под постоянным контролем», – заявил Борисов.

Гидропотенциал Якутии оценивается в 72,4 ГВт электрической мощности (22% от всего потенциала рек России). Наиболее мощным гидроэнергетическим потенциалом обладает Южная Якутия, особенно – бассейн реки Алдан (правый приток Лены). Самым перспективным было признано сооружение трех каскадов гидроэлектростанций на реках Тимптон, Олекма и Учур в Якутии, а также строительство Верхне-Алданской ГЭС – всего семь гидростанций общей мощностью более 9 ГВт. Это будут станции с высоконапорными плотинами, расположенными в горных районах республики (суммарно они смогут вырабатывать порядка 23,5 млрд кВт/ч электроэнергии в год).

Первый объект – Канкунская ГЭС, которая включена в Генеральную схему развития объектов электроэнергетики страны на период до 2020 года. Разработка проектной документации, строительство производственно-перевалочной базы и жилого поселка в поселке Большой Нимныр, подъездной автодороги до створа ГЭС, производственной базы и жилого поселка на створе ГЭС ведется с 2008 года. Строительство самой станции планируется начать в 2012 году. При соблюдении графика финансирования пуск первых агрегатов предполагается в 2017 году.

Канкунская ГЭС станет энергетическим ядром будущего Южно-Якутского промышленного района, в состав которого войдет ряд промышленных объектов: Эльконский ГМК, Южно-Якутское горно-металлургическое объединение и Инаглинский угольный комплекс. Кроме того, уверен Егор Борисов, электроэнергия Канкунской ГЭС даст «жизнь новым производствам, сопутствующим реализации мегапроекта: производству стройматериалов, лесопереработке, развитию ЖКХ и социальной сферы. Во всех этих случаях обеспечение необходимыми энергоресурсами является определяющим моментом».

Еще одна важная задача: объединить энергосистему Якутии, которая пока разделена на три независимых района – центральный, западный и южный. Последний, в который и войдет Канкунская ГЭС, станет одним из звеньев единой энергосистемы с Иркутской и Магаданской областями. На данном этапе определяющими являются инвестиции госбюджета. По словам Егора Борисова, необходимо начать опережающее строительство автомобильных и железных дорог, ЛЭП и подстанций (это позволит в полной мере развернуть подготовительные работы и строительство промышленных объектов).

В пресс-службе «Русгидро» «Эксперту Оnline» подтвердили заинтересованность государственного гидроэнергетического холдинга в строительстве как Канкунской ГЭС, так и всего Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса. Вопрос только в том, кто и когда будет покупать электроэнергию этих ГЭС. В прошлом году, например, «Русгидро» подписало соглашения об электроснабжении с будущей Канкунской ГЭС строящегося Игналинского угольного комплекса (принадлежит холдингу «Колмар») и Эльконского ГМК (принадлежит АРМЗ госконцерна «Росатом»). В отношении первого объекта вопросов нет – спрос в мире на концентрат коксующегося угля, особенно после катаклизмов на австралийских шахтах, растет как на дрожжах. Поэтому «Колмар» намерен 2 млн тонн коксового концентрата произвести на Игналинке уже в 2013 году.

С Эльконским же ГМК ситуация куда сложнее. Первоначально он действительно должен был стать крупнейшим в России предприятием по добыче и обогащению урановой руды с объемом производства около 5 тыс. тонн концентрата природного урана в год. Однако в 2008-2009 годах «Росатом» поменял стратегию развития своего добывающего дивизиона – «Атомредметзолота» (АРМЗ). Главной в этой стратегии стала не интенсификация разработки урановых залежей в Забайкалье, Бурятии, Курганской области и скорейшее начало разработки якутского Элькона, а покупка урановых месторождений за пределами России. «В России большие запасы урана, но большая часть наших запасов находится в труднодоступных районах, таких как Якутия, и освоение этих месторождений урана – это большое количество времени и большие стартовые инвестиции», – пояснил журналистам смысл произошедшего глава «Росатома» Сергей Кириенко. Поэтому АРМЗ в 2009-2010 годах купила контрольный пакет в канадском добытчике урана – компании Uranium One Inc. (U1), которая добывает это сырье в ЮАР, Намибии, Казахстане, Австралии и США, а в этом году объявила о том, что «африканское» направление становится определяющим для развития компании. «Мы полагаем, что до 2020 года около 70% роста уранодобычи будет приходиться на Казахстан и страны Африки. За последние годы мы укрепили свои позиции в Казахстане. Сейчас мы планируем серьезно расширить свое присутствие в африканском регионе», – сказал в феврале этого года глава АРМЗ Вадим Живов, комментируя планы компании к 2015 году за счет сделок по слиянию-поглощению стать первой по объему производства уранодобывающей компанией мира и довести добычу до уровня 15,1 тыс. тонн в год.

С учетом того, что себестоимость добычи урана в Якутии на порядок выше, чем в Нигере, где россияне уже прикупили как минимум пару урановых участков, перспективы строительства Эльконского ГМК в ближайшее время смотрятся не очень обнадеживающими. Однако это не исключает того, что Канкунская ГЭС в Якутии будет построена до 2020 года. Ее электроэнергия будет нужна угольщикам, металлургам, золотопромышленникам и «Газпрому», который объявил о том, что Якутский центр газодобычи будет основным в его «Восточной газовой программе». На крайний случай, электроэнергию южноякутских ГЭС можно будет погнать на границу с Китаем, где ее купят с превеликим удовольствием.

, ,

Добавить Коментарий


Русские агитационные плакаты