> >
25
Июл

Что такое китайская мечта? Давайте попробуем сравнить ее с американской.

Определение «американской мечты» в словаре «Кодзиэн»: «Понимание того, что в американском обществе, гарантирующем равные шансы каждому, человек может преуспеть за счет своих талантов и усилий, может без ограничений расти как в экономическом плане, так и в социальном». В отличие от Европы Старого Cвета, где власть и титулы жаловались монархом и предавались по наследству, Америка Нового Света установила республиканскую систему, в которой президент избирается народом. В новом англо-японском словаре «Кэнкюся» понятие «American dream» трактуется как «идеалы демократии, воспетые в Декларации независимости, и материальное процветание в идеале должны распространяться, начиная с Америки, и простираться на другие страны».

©

Противостояние американской мечте

Американские оккупационные войска, исходя из лучших побуждений или из-за чрезмерной самоуверенности, собирались распространить американский образ жизни в побежденной Японии. Немало японцев тоже попали под влияние американской мечты, а некоторые студенты, побывавшие на стажировке, были ею просто зачарованы. Если высказываешься хорошо в докладе научному обществу, то тебя забрасывают предложениями, поднимается твой статус, увеличивается зарплата. Китайские студенты, бежавшие в США из закрытого коммунистического Китая, пропитывались американской мечтой даже больше японских студентов, после чего в китайском языке утвердилось определение США как «прекрасной страны».

Однако когда родная страна богатеет, этим хотят гордиться и те, кто живет за границей. Даже при моей скромной зарплате в результате стремительного экономического роста Японии иена подорожала до курса 360 иен к одному доллару, а моя зарплата, присылаемая из Токио, росла с каждым месяцем. Мой нос тоже задирался все выше и выше по мере роста зарплаты. Что же говорить о заносчивых китайцах, известных своим ощущением собственной важности. Неудивительно, что усиление собственной родины породило собственное возвеличивание в их глазах. А когда Китай стал второй мировой державой, то появилась необходимость противопоставить «американской мечте» «китайскую мечту».

Однако какая мечта может быть у страны, где после 1949 года воцарилась однопартийная система, которую можно сравнить со вторым пришествием императора Цинь Шихуанди, а власть стала передаваться по наследству в партийной верхушке? Здесь нужно быть внимательным, потому что с речью об этой мечте выступил на этот раз избранный в председатели КНР партийный принц Си Цзиньпин. 17 марта он вернулся к этой теме.

Одна из целей – отвлечь недовольство народа

«Давайте воплотим в жизнь китайскую мечту. Для этого нужно идти по пути социализма с китайской спецификой. Это не только огромный путь, который мы преодолели за тридцать лет после начала реформ, но и путь, который мы искали в течение шестидесяти лет после основания Китайской народной республики. Это не только заключение, которое мы получили из развития многогранной китайской истории за 170 лет после Опиумной войны, это путь, рожденный в беспрерывном наследовании цивилизации китайского народа на протяжении 5000 лет. Наши исторические корни глубоки, реальная база обширна. Китайский народ одарен необычайной созидательной силой, поэтому он построил великую китайскую цивилизацию. Мы должны с уверенностью в себе и полные мужества шагать вперед по выбранному пути. Китайская мечта – это мечта народа. Нужно распространить китайский дух, в основе которого лежит патриотизм, все вместе мы сможем осуществить китайскую мечту».

После начала реформ Китай научился у других государств организации промышленности, военному делу и перенял научные технологии, стал великой державой. Китайцы снова обрели уверенность в себе. Однако эффект не отражается на политической системе и модернизации общества. Предыдущее правительство еще говорило о реформах. Новое правительство делает ставку на наделенные властью слои населения, которые не желают реформ, как на основу своего правления. Такая система не только позволяет обратить власть в деньги, но все больше и больше расширяет военно-промышленный комплекс.

Вряд ли можно разрушить эту схему перевода капиталов партийной верхушки за границу, которые возникают в результате накопления взяток. Кто знает, может быть, пока партийные лидеры будут ускоренно набивать свои карманы, выступающие за справедливость и отмену разграничения деревенской и городской систем регистрации найдут поддержку основания общества и изменят существующую систему силой. Си Цзиньпин должен был восхвалять «китайскую мечту» в том числе и для того, чтобы отвлечь недовольство народа. Из чего именно состоит китайская мечта?

Не «процветание», а «угроза»

Еще за три года до речи Си Цзиньпина в Китае хорошо продавалась книга под названием «Китайская мечта» Лю Минфу (издательство Китайская дружба). Согласно книге, Китай стремится к мировому лидерству в постамериканском мире. Китайская мечта провозглашает эпоху мирового лидерства Китая. В XXI веке Америка и Китай противостоят друг другу, но мир жаждет китайского правления с помощью закона, а не американского правления с помощью оружия. Китай «с чистой историей и высокой моралью» – это единственная страна, «не имеющая первородного греха», страна, которая не правила колониями. Поэтому она имеет право распространять по всему миру свой подход, при этом для Китая нет пути назад. Для того, чтобы выстоять в войне против США, Китаю нужна мощная армия. И так далее.

Самое опасное в этой книге то, что ее автор является действующим полковником китайской армии. Мечту о возрождении великого китайского порядка господин Лю называет «теорией желтого процветания». На мой взгляд, это «теория желтой угрозы». Что может называться безгрешным? Однако в Китае совершенно не рассказывают о плохих деяниях своей страны, поэтому незнающее население клюет на удочку мечты о богатстве Китая.

Как-то раз обычный водитель такси в Пекине на полном серьезе выдал мне следующее: «Ты хороший человек, тебе не надо возвращаться в такую плохую страну, как Япония, оставайся жить в Китае». «У меня там старая мать», – пытался отвертеться я, на что получил ответ: «Привози свою мать сюда». Тогда мы просто посмеялись дома, но после того как Си Цзиньпин заговорил о «китайской мечте», уже не до смеха.

Превратится ли сон о китайской мечте в кошмар военной сверхдержавы? Когда я год назад затронул эту тему в колонке, реакции читателей, видимо, посчитавших это бредом, не последовало. Однако сейчас я заново открыл для себя книгу «Китайская мечта».

Автор – заслуженный профессор Токийского университета.

Источник: telegrafist.org

,

Добавить Коментарий


Русские агитационные плакаты