> > Власть ослабит «удавку Кудрина»
28
Май

Россия отказывается спонсировать США в прежних объемах.


Обострение конфронтации с Западом заставляет пересмотреть свои взгляды даже наиболее догматичных либералов из экономического блока правительства. Оказавшись перед лицом новых санкционных угроз, кабинет Дмитрия Медведева готов подвергнуть ревизии планы приватизации госкомпаний на текущий год. Как пишет РБК, очередной раунд разгосударствления экономики отменяется – число выставленных на продажу активов уменьшат примерно в десять раз. 


Под нож может пойти и еще одна «священная корова» экономической политики последних лет. Речь идет о так называемом бюджетном правиле, отцом-основателем которого считается бывший министр финансов Алексей Кудрин. 

Напомним, «правило Кудрина» предполагает стерилизацию нефтедолларовых излишков в одном из суверенных фондов РФ. Для этого в Бюджетном кодексе определяется цена отсечения для направления нефтяных доходов в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. По сути, это расчетная цена нефти для планирования бездефицитного бюджета. Так, в текущем году цена отсечения составила $92 за баррель нефти. Однако реальность, как всегда, превзошла ожидания: уточненная прогнозная цена на «бочку» «черного золота» марки Urals в 2014 году составит около $104 вместо $101, как прогнозировалось при составлении бюджета. 


Таким образом, в условиях фиксируемого экономического спада правительство готово пустить часть накопленных в фондах средств на финансирование текущих бюджетных программ

— У нас есть доходы, которые, согласно бюджетному правилу, будут направлены на замещение выпадающих объемов от заимствований. Этим правилом мы и воспользуемся, — сообщил министр финансов Антон Силуанов. 

Речь идет именно о нефтегазовых доходах, которые могут принести в бюджет дополнительный 1 трлн. рублей. При этом две трети от этой суммы — за счет ослабления рубля. 


Но это еще не все. Министр финансов добавил, что в новых условиях Россия может полностью отказаться от внешних займов, а внутренние сократить с 800 млрд. до 435 млрд. рублей. Как заявил Силуанов, новые макроэкономические показатели позволяют рассчитывать, что вместо ожидавшегося дефицита в 0,5% ВВП, российский бюджет окажется в профиците на ту же самую цифру. 


Правительство РФ осознает, что ему, возможно, придется отказаться от нынешней экономической модели, говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин


– Поэтому оно заранее готовится к этому событию. Даже такой убежденный либерал как г-н Улюкаев предложил смягчить бюджетное правило. То есть ослабить «удавку Кудрина», которая душит российскую экономику и саму Россию. Даже Улюкаеву очевидно, что продолжение нынешней политики означает, что в этом году затухающий экономический рост перейдет в нарастающий экономический спад. 


А отвечает за экономический рост Министерство экономического развития и г-н Улюкаев лично. Таким образом, персональная ответственность превысила корпоративную заинтересованность. Однако первая попытка смягчить бюджетное правило провалилась – друзья не позволили. Тем не менее, даже среди либералов просматривается, скажем так, движение к разуму. 


— С чем связана планируемая переверстка бюджета? Предсказуемое «чудо» в виде эффекта девальвации позволяет наполнить казну подешевевшими рублями и обойтись без приватизации? 

– Это действительно так. У нас произошло существенное ослабление рубля. Правда, в последние недели он снова несколько укрепился, но общая тенденция к девальвации нашей валюты останется без изменений. Потому что у нас происходит реальный экономический спад, а других инструментов минимизировать его последствия у этого правительства в руках не осталось. Девальвация поможет пополнить доходные статьи бюджета. Учитывая, что таможенные платежи считаются в валюте. Плюс, девальвация способствует увеличению инфляционных доходов. 

По итогам первых четырех месяцев казна получила 7% сверхплановых доходов. Это очень весомый показатель. Особенно, если учитывать, что экономического роста нет, и не предвидится. То есть потребность в деньгах для сбалансирования бюджета действительно снизилась. Отсюда разговоры о том, что он будет бездефицитным. Информация о ситуации, видимо, начинает потихоньку доходить до правительства. Похоже, оно начинает читать собственные отчетные материалы. 


— В этом контексте отказ от заимствований вполне логичный шаг. 


– Заимствования сами по себе бессмысленны в ситуации, когда у нас в бюджете валяются без движения 7,6 трлн. рублей. То, что наш кабинет министров отказывается в таких условиях от займов, это свидетельствует, что он поумнел. Самое главное, министры чувствуют неизбежность изменений в экономической политике и заранее начинают к ним готовиться. 


— О каких изменениях может идти речь? 

– Запад объявил нам информационную войну, вводит экономические санкции. В свою очередь, само российское руководство начинает по-другому реагировать на вызовы. О чем свидетельствует ситуация с Крымом, а также отказ Москвы от слепого исполнения западных требований в случае с Украиной в целом. Это признаки того, что высшее руководство РФ начинает склоняться к самостоятельной политике и отказывается выполнять указания «вашингтонского обкома». А чиновники, включая экономический блок правительства, очень тонко улавливают те дуновения политического «ветра», которые исходят сверху. 


Если речь заходит о некотором движении к суверенитету, то к этому нужно готовиться заранее. 


— Что предполагает понятие «экономический суверенитет»? 


– Первое — это отказ от бюджетного правила. Очень характерно, что резко сокращены масштабы приватизации. Ранее приватизация проводилась в интересах частного бизнеса. Это т.н. «приватизация ради приватизации». Дело доходило до того, что средства, которые получало государство от продажи тех или иных объектов, просто дарились тем, кто эти объекты приобрел. Вместо того, чтобы пустить их на развитие производства. Это полный бред, но так было. Можно вспомнить приватизацию компании АЛРОСА. Не совсем понятно, кто это купил. То же самое касается приватизации Сбербанка. 


— По какому критерию можно точно определить момент перехода от политики разворовывания страны к политике ее развития? 


– Это произойдет в том случае, если начнется комплексная модернизация инфраструктуры. Причем, настоящая модернизация, а не распил бюджетных средств под ее видом. Часть нашей элиты, похоже, осознала, что экономическая самодостаточность России — это залог ее собственного выживания в условиях обострения геополитической конкуренции. Но эта часть влияет на все государство в целом. 


Старший экономист финансовой Группы «Риком» Владислав Жуковский не уверен, что власти готовы отказаться от старой экономической парадигмы. 


– Это, скорее тот случай, когда «не было бы счастья, да несчастье помогло». Доходы федерального бюджета в этом году будут выше запланированного уровня. Но не за счет того, что вырастут ненефтегазовые доходы, которые должны были появиться в российском бюджете за счет экономического роста, расширения инвестиционной активности, наращивания промышленного производства и т.д. Сверхнормативные поступления будут, как обычно, получены за счет нефтегазовых доходов. Плюс эффект от девальвации рубля. Девальвация нашей валюты на один рубль приносит примерно 180 млрд. рублей дополнительных поступлений в бюджет. 


— И это позволяет отказаться от заимствований? 

– Да, как внешних, так и внутренних. Ставка на сокращение внешних займов абсолютно оправдана. За три месяца текущего года у нас произошло уменьшение внешнего долга. Это непосредственным образом связано с обострением геополитической обстановки, что несколько отрезвляет наших чиновников. Даже прозападно ориентированные руководители финансово-экономического блока правительства (Силуанов, Набиуллина, Улюкаев) вынуждены менять свою риторику и пересматривать принципы. Отсюда разговоры о готовности распечатать нашу нефтегазовую «кубышку», чтобы пустить эти деньги на подъем российской экономики и оживление экономической активности. Тем более, что «майские указы» никто не отменял. Президент обещал повышать зарплаты в бюджетном секторе. При этом важнейшая задача – увеличение нормы инвестирования в основной капитал (без чего невозможен экономический рост) будет решаться по остаточному принципу. Провал политики по созданию 25 миллионов рабочих мест в высокотехнологичных секторах экономики чиновники спишут на санкции и противостояние с Западом. 


Из серии конъюнктурной необходимости и решение сократить план приватизации госактивов. 


— Полагаете, это действия по ситуации? 

– Предельно упрощая, российские чиновники, с подачи высшего руководства решили показать большую «дулю» Западу. Дав понять, что они больше не позволят западным корпорациям и международным банкам столь же легко, как раньше, входить в капитал российских госкомпаний. В первую очередь, это касается компаний из тех стран, которые проводят антироссийскую политику. Это своего рода ассиметричный ответ на санкции против субъектов экономики РФ. В общем, наше руководство в кои-то веки решило «показать зубы» и не прогибаться под Запад, руководствуясь сиюминутными задачами. Потому что отдавать стратегические высоты в экономике под контроль нашим геополитическим соперникам, означало бы экономическое самоубийство. 


— Но ведь наверняка в распиле госимущества хотели бы принять участие и российские олигархи, а также связанные с ними политические кланы. 

– Естественно, они хотели бы прибрать к рукам некоторые объекты, может быть, не столь крупные, как в 1990-е гг. Изначально планировалось отдать их в руки глобального бизнеса: транснациональных корпораций и международных банков. На эти куски госсобственности вполне могли претендовать российские олигархи. Особенно из числа тех, которые имеют поддержку в либеральном лагере правительства. Но наши олигархи столкнулись с проблемой, что для них доступ на рынок внешних заимствований оказался закрыт. А получать рефинансирование в российских банках становится все сложнее – стоимость кредитных ресурсов растет, а объемы кредитования, наоборот, сокращаются. При этом свободных денег у наших бизнесменов не так много. Как правило, все российские приватизационные сделки проходят в долг. В качестве кредиторов при этом выступают либо российские финансовые структуры, либо международные банки. 


Думаю, здравый смысл и инстинкт самосохранения на этот раз возобладали над сиюминутным выигрышем. Но я бы не утверждал, что «новый курс» — это надолго. При малейшем улучшении ситуации те же Улюкаев и Силуанов будут лоббировать курс на либерализацию. Вообще, «либерализм головного мозга» очень тяжело лечится. Так что уже скоро, я думаю, мы увидим новые попытки реанимировать процесс приватизации под сурдинку старой песни о том, что государство якобы «неэффективный собственник». Тем более, что «оживятся» и наши бизнесмены, приближенные к либеральному лагерю. Они поднакопят финансовый «жирок» и найдут свободные ресурсы для скупки активов. 


Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Владимир Федоткин разделяет точку зрения, что пересмотр планов приватизации связан с обстоятельствами чисто конъюнктурного порядка. 


– В сложившихся условиях нужно не пересматривать план приватизации, а говорить о реприватизации. Как показали последние годы, то, что было в руках государства, работает и приносит реальную прибыль. Мы знаем, что происходит с предприятиями, когда они попадают в частные руки. Приведу в качестве примера судьбу Рязанского станкостроительного завода. Это стратегическое предприятие, которое играет большую роль с точки зрения полноценного функционирования всей нашей оборонной отрасли. Как только его отдали частникам, все сразу пришло в упадок. Государству нужно разобраться с тем, что оно уже выставило на продажу, и возвращать ключевые активы под свой контроль. 


Есть опасность, что правительство откажется от планов приватизации малозначимых предприятий, зато поделится с частным капиталом двумя-тремя компаниями стратегического характера. Это может привести к полному промышленному коллапсу. 


Есть еще один важный момент, который касается налоговой и финансовой дисциплины. Согласно отчету Счетной палаты, только в прошлом году объем нецелевого использования средств составил 1 трлн. рублей. По сравнению с предшествующим годом это означает рост в два с лишним раза. То есть деньги есть, но они разворовываются. Происходит множество финансовых хищений, и совершенно нет наказаний. 


Еще один вопрос — на что потратить эти деньги. Когда власти говорят, что они сохраняют социальную направленность экономической политики, это, конечно, хорошо. Но без одновременных вливаний в реальный сектор это означает проедание, а завтра экономическая ситуация будет выглядеть еще более плачевно. 


 

,

Добавить Коментарий


Русские агитационные плакаты