> > Не Путин и не Медведев. «Кто-то третий…»
13
Авг

2 июля 2010 года Президент Дм.Медведев на встрече с журналистами относительно предстоящих в 2012 году очередных выборов президента заявил следующее: "Не знаю, что будет, не знаю, кто будет баллотироваться. Это может быть Медведев, может быть Путин, а может быть кто-то третий". Напомним, что до этого высказывания Дм.Медведева, Владимир Путин на прямой вопрос о том, будет ли он конкурировать в 2012 году с Дмитрием Медведевым ответил следующее: "Мы понимаем друг друга. Мы люди одной крови. Сядем, договоримся в зависимости от конкретной ситуации. Решим между собой" ("Коммерсантъ" от 12.09.2009г.). Несколько дней спустя на встрече с клубом "Валдай" Дм.Медведев ответил: "Некоторое время назад я и в президенты баллотироваться не собирался, но так судьба распорядилась, и поэтому я для себя ничего не загадываю, ничего не исключаю" ("Коммерсантъ" от 16.09.2009г.).

В 2010-м году взаимообмен ответами между Путиным и Медведевым тоже состоялся. Сначала Дмитрий Медведев сообщил норвежской газете Aftenposten, что ничего для себя не исключает, если это будет необходимо "для сохранения курса", заложенного ещё Владимиром Путиным в бытность его президентом ("Коммерсантъ" от 26.04.2010г.).

Затем в интервью агентству France Presse и телеканалу France 2 накануне визита во Францию 10-11 июня Владимир Путин сообщил, что они с Дмитрием Медведевым договорились обсудить вопрос участия в выборах ближе к началу кампании: "Мы, естественно, уже думаем на эту тему, но договорились о том, что раньше времени не будем суетиться и отвлекаться на эту проблему, исполняя свой долг честно, достойно, последовательно и профессионально".

Газета «Коммерсантъ» (от 3.08.2010г., «Третий не лишний») сообщает, что эксперты сходятся во мнении, что проблема этикета никак не изменила сути взаимоотношений в тандеме, поэтому идея о "третьем" кремлевском кандидате в президенты прозвучала только потому, что и президент, и премьер вынуждены каждый раз подбирать варианты ответов на вопрос, на который на самом деле не хотят отвечать. "Третий" возможен только чисто теоретически.

4 августа 2010 года в прямом эфире радиостанции «ВЕСТИ ФМ» в программе «Скажите прямо» на вопрос «Кто же этот третий? Есть ли он на самом деле?» политолог М.Шевченко ответил так: «Могу сказать чётко совершенно, что фигуры по своему влиянию, по своему политическому весу сопоставимым с Путиным и с Медведевым нет в России…. Я думаю, никаких приемников не будет….
Вы уверены, что Медведев будет баллотироваться на следующий срок? Не 100 % гарантия, что Президент пойдёт на 2-й срок своего президентства. Ещё рано об этом говорить. Это только ещё так – домыслы….»
(20:48 мск.; http://www.moskva.fm/play/4023/1280941150).

Ниже приводим статью «Кто-то третий», опубликованную в газете «Аргументы неделi» (от 5.08.2010г.) в которой дан «внутрикремлёвский расклад» и подробно разсмотрена роль В.Путина в предстоящих президентских выборах 2012 года, а также перебираются возможные кандидатуры на президентский пост. Текст статьи приводим полностью, выделенный жирным шрифтом текст – ИАС.

 

 

Кто-то третий

Владимир Путин, уступая пост Президента РФ Дмитрию Медведеву, максимально обезопасил себя с точки зрения вероятной потери влияния в будущем.

Во-первых, он стал лидером правящей партии «Единая Россия», которая контролирует Госдуму и региональные вертикали власти, а у Д. Медведева нет такой политической структуры.

Во-вторых, он создал «подушку безопасности» уже из девяти вице-премьеров, которые отвечают за конкретные направления деятельности в исполнительной вертикали. Им он переадресовывает любые претензии со стороны президента.

В-третьих, В. Путин не позволяет Д. Медведеву создать собственные инструменты политического и экономического влияния. Пока это только судебная вертикаль – зона применения активности окружения нынешнего Президента РФ.

С учётом перспективы 2008 и 2012 гг. ещё в 2003–2004 гг. В.Путин начал создание одновременно нескольких систем влияния. Официальную – через исполнительную вертикаль, в качестве премьера. И неофициальную – через собственную бизнес-систему из своих друзей. Попутно он разрушил группы самых вероятных своих конкурентов (М.Ходорковского, т.н. силовиков и т.д.). При этом он не остановился не только перед уничтожением бизнес-империй своих прежних союзников из так называемой Семьи. Но и сокрушил аппаратные позиции своих ближайших соратников Н.Патрушева, В.Иванова и В.Черкесова. Своеобразному «разрушению» подверглась и группа Д. Медведева. Во всяком случае, его представители в ОАО «Газпром» оказались отчасти  вычищены сразу перед избранием Д. Медведева на президентский пост.

Вообще, с точки зрения лоббизма, в исполнительной вертикали начиная с 2003 года на первый план выдвинулась группа Игоря Сечина. Она чётко ориентирована на трансформацию властного влияния в экономическое. К примеру, посредством «накачивания» активами государственной «Роснефти». Объём её добычи после покупки «Северной нефти» составлял около 12 млн. тонн нефти в год.

Параллельно укреплением своих позиций занималась и группа «Газпрома». Формально до 2008 г. её было принято ассоциировать с Д.Медведевым, который на тот момент возглавлял Совет директоров госкомпании. Сейчас его место занял вице-премьер Виктор Зубков.

Отдельно необходимо позиционировать ещё одну группу, консолидированную непосредственно вокруг В.Путина и имеющую крупные интересы в ТЭКе. Это группа банка «Россия» – Gunvor (братья Ковальчук и Геннадий Тимченко). Собственно, связываемый с Геннадием Тимченко нефтетрейдер Gunvor является одним из крупнейших поставщиков нефти на западном направлении. Через него в Западную Европу идут нефть и нефтепродукты от «Сургутнефтегаза», «Роснефти» и «Газпром нефти». Эти бизнес-системы включают неофициальные каналы лоббирования и, по сути, оппонируют команде Д.Медведева.

Несмотря на схожесть интересов всех этих групп, между ними случаются как конфликты, так и ситуативные альянсы. Все вместе это создает крайне сложную систему взаимоотношений между членами, так называемой питерской группы. В неё входят и участники властного тандема. При этом команда Д.Медведева, несмотря на то, что он – президент, ещё слишком слаба и не консолидирована. Она не может пока конкурировать с членами ближайшего окружения В.Путина.

Близкие к Д.Медведеву первый вице-премьер И.Шувалов, помощник президента по экономическим вопросам А.Дворкович и другие персоны по-прежнему весьма эффективно отсекаются от принятия важных решений в сфере ТЭКа. Они ориентированы на политически опасные участки фронта (антикризисную борьбу и прочее).

Но Д.Медведеву В.Путин нужен как гарант и авторитет. Президент не чувствует себя уверенным перед лицом «старших товарищей» – С.Иванова, В.Зубкова, А.Кудрина, Д.Козака, С.Чемезова, М.Фрадкова и т.д. Они хорошо помнят его или советником А.Собчака, или неопытным начинающим чиновником в Администрации президента. Там он во всём слушался А.Волошина (клан Семьи — прим.ИАС), которого до сих пор почитает как наставника и учителя. Важная деталь. Группа «старших товарищей» – особенно С.Иванов, С.Чемезов и А.Кудрин – как это ни странно звучит, составляют конкуренцию даже В.Путину. С ними иногда и заигрывает Д.Медведев. И из них вполне можно составить действенную фронду.

Но премьер психологически точно рассчитал время и эволюцию Д.Медведева как политической единицы. Наращивая свое влияние два года, он не удержался и «включил царя» на экваторе своего президентского срока. Теперь активно наживает врагов. Одновременно В.Путин в унисон с Д.Медведевым начал процессы, которые в аппарате правительства РФ называют новой административной реформой. Ответственным за её проведение назначен Сергей Собянин. Предполагается, что в этой связи он получит чрезвычайные полномочия.

Теперь о том, что касается нового курса властного тандема на модернизацию и инновационную экономику. Он подразумевает вывод из активного состояния ряда путинских приближённых – С.Чемезова, В.Якунина, например. Как не справившихся с поставленными перед ними задачами, несмотря на значительную бюджетную помощь. По расчетам В.Путина, к электоральному циклу 2011–2012 гг. Д.Медведев должен перессориться ещё с несколькими статусными «питерцами», которые по-прежнему видят в нем временщика.

В результате проект «преемник» продолжится. В.Путину выгодно поставить в 2012 г. на 6 лет новую фигуру в качестве Президента РФ. А если возникнет хотя бы подозрение, что пост сохранит Д.Медведев, – на будущем В.Путина можно поставить жирный крест. При этом премьер едва ли сам захочет вернуться на президентский пост. В должности премьера он довольно эффективно контролирует и политическое, и экономическое поле. Так что, скорее всего, будет третий: вместо тандема появится более устойчивая конструкция – триумвират.

Этим третьим будет один из членов окружения нынешних премьера и президента. Из чиновников в последний период выделялись активным наращиванием политического веса С.Собянин, И.Шувалов и С.Нарышкин.
Однако из них наиболее привлекательным для В.Путина кандидатом является г-н Нарышкин. Это не имеющий амбиций мощный аппаратчик из благородного дворянского рода, полностью обязанный В.Путину своей карьерой.

Алексей Мухин,
«Aргументы Неделi»


КОММЕНТАРИЙ

Из всей вышеприведённой информации можно сделать вывод о том, что действительно в настоящее время фигуры по своему политическому весу и влиянию, сопоставимой с премьером В.Путиным, ни в Кремле, ни в Правительстве, ни в Госдуме нет. Однако это не значит, что Путин пойдёт на третий срок. Как справедливо отметил А.Мухин В.Путину выгодно поставить в 2012 г. на 6 лет новую фигуру в качестве Президента РФ, поскольку сам Путин в силу своего опыта, влияния и авторитета, и дальше будет находиться выше президентской должности, оставаясь премьер-министром. То есть Россия, де-юре оставаясь «президентской» де-факто будет «парламентской республикой» (о чём предупреждали многие эксперты в 2007-2008 г.г.).

Кроме того, «внутренняя политика», это наиболее болезненная сфера жизни общества в России, поэтому здесь «непочатый край» работы и скорее всего Путин эту работу никому не отдаст. Во-первых, потому что все предыдущие первые и вице-премьеры «завалили» все благие начинания (ни один «нацпроект» до сих пор не реализован). Во-вторых, внутренняя политика – эта та сфера жизни общества, где можно набрать «внутриполитические» очки, то есть повысить свой авторитет («рейтинг») внутри страны, найти поддержку у населения. На примере президентства Дм.Медведева и премьерства В.Путина мы видим, что это действительно так. В-третьих, в настоящее время Россия является «полем боя» мировых кланов за возможность возглавить следующий этап глобализации, поскольку нефтегазовый ТЭК – это её главный инструмент. И он, включая всю свою инфраструктуру (трубопроводы, месторождения и т.д.), был «поднят» на глобальный уровень и удерживается В.Путиным (РАО «Газпром» — это орудие внешней политики России; http://ru.wikipedia.org/wiki/Газпром).

Позиции КПЕ по этому вопросу следующая: для России Путин более приемлем, чем кто-либо другой, поскольку он (один из немногих) способен влиять на глобальные процессы и принимать глобально значимые решения в интересах России, с которыми вынуждена считаться «мировая элита». Однако вместе с тем нужно понимать, что Путин действует изходя из возможностей и своей меры понимания ситуации.

Информационно-аналитическая служба ВПП КПЕ (ИАС КПЕ)

Добавить Коментарий


Русские агитационные плакаты