1 сентября 2010 г. информагентство «Росбалт» (http://www.rosbalt.ru/2010/09/01/767551.html) сообщило о том, что губернатор Московской области Борис Громов ссылаясь на мнение жителей городского округа «Химки» заявил что «Правительство Московской области просит руководство России строить автомагистраль «Москва – Санкт-Петербург» по ранее утвержденному проекту». По словам Громова, проект трассы через Химкинский лес поддержали в течение последних нескольких дней более 20 тысяч человек.
Ранее 26 августа Президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству приостановить строительство автодороги через Химкинский лес. "Несмотря на то, что было принято отдельное решение правительства о строительстве автодороги, несмотря на то, что оно было рассмотрено нашей судебной системой и были вынесены решения по этому вопросу, наши люди, включая представителей политических партий от правящей 'Единой России' до оппозиционных, общественные объединения, экспертные круги, говорят о том, что оно требует дополнительного анализа", — сказал президент.
Премьер-министр Владимир Путин назвал правильным решение президента страны Дмитрия Медведева и добавил, что уже обсуждал с ним этот вопрос. В то же время Путин сказал, что дорогу между Москвой и Санкт-Петербургом всё равно строить надо, так как она необходима для развития экономики. При этом Владимир Путин добавил, что всегда приходится делать выбор между развитием и сохранением природы. Он также отметил, что экологические вопросы часто используются для шантажа в конкурентной борьбе.
Примечательно, что у компании, которая будет строить участок автодороги Москва — Санкт-Петербург через Химкинский лес, обнаружился серьёзный административный ресурс. Строительство скоростной автотрассы через Химки осуществляет фирма Аркадия Ротенберга ‑ личного тренера Владимира Путина по дзюдо, о чём мы сообщали в материале «С чем пожаловали, мистер Боно?».
Газета «Ведомости» (от 26.08.2010г., «Вырубка под присмотром») сообщает следующее.
«Росавтодор прошлым летом заключил соглашение о строительстве первого участка дороги Москва — Санкт-Петербург с Северо-Западной концессионной компанией (СЗКК). Она создана в 2007 г. французской Vinci и её подразделением Eurovia специально для работы в России. Никакой отчётности СЗКК не публикует, и о том, что в её совет директоров с 2007 г. входит Георгий Коряшкин, стало известно из отчётов публичной компании — Новороссийского морского торгового порта (НМТП), в совет директоров которого он тоже входит (в отчёте приведён послужной список Коряшкина). Его основная должность — гендиректор компании «Энпиви инжиниринг», подконтрольной Ротенбергу. В совет директоров порта Коряшкин был избран весной 2008 г., когда совладельцами порта стали структуры Ротенберга.
Более 10 лет Коряшкин проработал бок о бок с сыном Аркадия Ротенберга Игорем: с 1999 г. — в Минимуществе, с 2004 г. — в РЖД; в 2006 г. Коряшкин стал гендиректором «Энпиви инжиниринга», а Игорь Ротенберг — членом совета директоров этой компании. «Энпиви инжиниринг» действует в интересах Аркадия Ротенберга — её сотрудники входят в советы директоров большинства его компаний, подтверждает представитель «Стройгазмонтажа», объединившего строительные компании братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов.
Но в СЗКК Коряшкин был «приглашён в совет директоров в статусе независимого директора», так как он «специалист в сфере проектов в области инфраструктуры», объясняет представитель компании. Коряшкин входит и в совет директоров Невской концессионной компании, выигравшей тендер на строительство платного Орловского тоннеля в Санкт-Петербурге стоимостью 47,7 млрд. руб.
В «Энпиви инжиниринге» и «Стройгазмонтаже» «Ведомостям» отказались объяснить, чьи интересы представляет Коряшкин в компании, получившей право построить участок платной трассы Москва — Санкт-Петербург стоимостью 66 млрд. руб. Официальный представитель Аркадия Ротенберга утверждает, что «Ротенберг к этому отношения не имеет», а Коряшкин входит в совет директоров СЗКК в качестве независимого директора. Связаться с ним самим «Ведомостям» не удалось, запрос в Vinci остался без ответа.
У СЗКК есть и российский совладелец — компания «Н-транс», об этом «Ведомостям» сообщили представители самой компании и руководителя управления инвестиционно-банковской деятельности «Тройки диалог» Андрея Шаронова (эта компания была финансовым консультантом проекта). В «Н-трансе» Коряшкина называют независимым директором и отказываются сообщить, кто его пригласил» (http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/244471/vyrubka_pod_prismotrom).
Президент Дм.Медведев решился приостановить строительство трассы только после того, как ситуация стала вопиющей. Газета «Аргументы неделi» (от 26.08.2010г., «Химки ждёт ещё один "Момент истины"») сообщает: «Вопреки требованиям общественности, трассу не пустили в обход зелёных насаждений или по эстакадам над деревьями (как это делают во всем мире). Кроме того, власти так и не пояснили, зачем вообще нужно «рубить» новую дорогу, а не расширять старую?
Те, кто задавал такие неудобные вопросы, жёстоко поплатились. Через три дня после того, как редактор газеты «Химкинская правда» Михаил Бекетов опубликовал в «АН» статью «Химкинский лес приговорён?», его избили до полусмерти. Избили и журналиста Анатолия Юрова. Около собственного дома был убит химкинский «оппозиционер», сотрудник издания «Гражданское согласие» Сергей Протазанов. Пытались заткнуть рот и редактору последней в городе независимой газеты «Химки – наш дом» Игорю Белоусову».
Возникает вопрос, почему автомагистраль решено было пустить через Химкинский лес, если были альтернативные варианты?
Ответ на этот вопрос даёт публикация в газете «МК» (от 30.08.2010г., «Ещё не победа»). «МК» сообщает: «Согласно исследованию организации Transparency International, вероятной причиной выбора нынешнего варианта трассы может быть конфликт интересов в верхних эшелонах Минтранса. Так, действующий министр Игорь ЛЕВИТин одновременно возглавляет международный аэропорт “Шереметьево”. С позиций аэропорта приближение магистрали к его землям действительно выглядит привлекательным. Но такое решение не выдерживает критики с позиций организации скоростного автомобильного сообщения между столицами. Выбор нынешнего варианта трассы в виде петли по лесопарковым землям приведёт к снижению запланированной скорости движения как минимум на 30 км/ч. В мировой практике магистрали стараются делать максимально прямыми, а съезды к аэропортам и прочим объектам реализуются отдельно, без ущерба для транзитных характеристик.
Кроме того, известны планы руководства области по коммерческому “освоению” земель Химкинского лесопарка по обе стороны от магистрали. Застройка же прилегающих территорий объектами коммерческой недвижимости ставит крест на идее скоростного шоссе как такового (как уже случилось, например, с МКАД).
Но, может быть, выбранный вариант является хотя бы самым дешёвым? Ничего подобного. Вот оценки стоимости строительства в ценах 2004 года, приведённые концессионером проекта:
Вариант 1 (вокруг Химок) — 27 млрд. руб.
Вариант 2 (через Молжаниново) — 17,5 млрд. руб.
Вариант 3, принятый (по центру Химкинского лесопарка), — 21 млрд. руб.
При этом оценка стоимости никак не учитывала ущерб, нанесённый лесопарковым землям, — они рассматривались в качестве “ничьих”, которые можно получить даром, используя лоббистские возможности и пользуясь плачевным состоянием лесного хозяйства в России, не способного защитить леса ни от пожаров, ни от алчных предпринимателей с хорошими связями. Можно без сомнения сказать, что выбранный вариант является самым дорогим — если в расчёт заложить реальную стоимость земли в ближнем Подмосковье. А как оценить болезни и преждевременные смерти, которые будут неизбежным следствием разрушения лесозащитного пояса Москвы?
Можно также смело утверждать, что выбранный вариант является наихудшим с точки зрения общественного блага. Что, разумеется, не исключает его достоинств с точки зрения интересов тех или иных фигур в нынешней российской властно-коммерческой иерархии».
Здесь необходимо отметить, что инициатива "ЕР"-ов приостановить вырубку Химкинского леса также неслучайна. По мнению некоторых экспертов, речь идёт о хитром политическом трюке и после новой масштабной пропагандистской кампании строительство возобновится.
«Нельзя исключать, что речь идёт о соображениях, о которых мы пока даже не догадываемся. Можно не сомневаться: к своему вчерашнему обращению к Медведеву с просьбой “нажать на тормоза” в Химках партия “Единая Россия” имеет предельно опосредованное отношения. Фактически повторилась история конца 2007 года, когда партийному боссу Борису Грызлову намекнули (кто намекнул? Администрация президента? – прим. ИАС), что именно Медведева он должен предложить Путину в качестве кандидата в следующие российские президенты.
Кому-то это может показаться малозначимой деталью. Важен ведь результат, а не то, кто что реально предложил, разве не так? Как правило, да. Но только не в этом случае. Большинство защитников Химкинского леса вряд ли особо много думали о высоких политических материях. Но главным в битве за Химкинский лес были не столько деревья, сколько система принятия важных государственных решений в России. Метόда строительства противоречивых мега-объектов — это всегда зеркало политической системы страны» («МК» от 27.08.2010г., «Зелёная революция»).
ВЫВОД
Подводя итог можно сделать вывод, что ситуация вокруг вырубки Химкинского леса и строительства скоростной платной автомагистрали «Москва – Санкт-Петербург», имеет внутриполитические причины, затрагивающие финансовые интересы клановых группировок высших эшелонов власти в России (от министра транспорта И.Левитина до ближайшего окружения премьера В.Путина). Скорее всего, вырубка Химкинского леса будет продолжена, слишком уж лакомый это участок земли под строительство в пределах ближайшего Подмосковья, что подтверждает заявление Б.Громова, приведённое в начале данного материала.
Основная причина всей этой ситуации в безнравственной системе управления, в коррумпированности властных структур, в сращивании большого бизнеса и власти. Если бы в высших эшелонах власти РФ все управленцы были истинными патриотами России и ставили интересы страны, и народа выше своих личных и клановых интересов — картина была бы совершенно иная.
Поскольку «Кадры решают всё!», то кадровый вопрос по-прежнему остаётся приоритетным вопросом в управлении страной. Воспитание новых высоконравственных управленческих кадров на базе КОБ и ДОТУ, способных решать разномасштабные задачи – это основа будущего процветания России.
ВПП КПЕ проводит работу в этом направлении. Присоединяйтесь к нам!
Информационно-аналитическая служба ВПП КПЕ (ИАС КПЕ)