Поселение и могильник Алдыган

Материал из Томская энциклопедии

Исчезнувшее поселение и могильник Алдыган находятся в 30 км к западу от Колпашева, в 1 км к юго-востоку от села Новогорное. Береговой мыс был обитаем около четырех тысяч лет — в бронзовом, раннем железном веках, в раннем и развитом средневековье. В центральной части поселения располагались два могильника. Более ранний из этих памятников является единственным в Западной Сибири некрополем раннего этапа кулайской культуры (5-2 вв. до н. э.).

Жители недавно исчезнувшей деревни Алдыган, в приустьевой части р. Чая (левый приток Оби), даже не подозревали, что их дома стоят буквально на человеческих костях. Иногда на огороде или при копке хозяйственных ям им попадались непонятные, явно старинные вещи, обломки глиняной посуды, украшенные затейливыми узорами. Слухи об этом доходили до археологов еще с 1950-х г., но обследовать уникальный археологический памятник ученые смогли только в 1993 г. Выяснилось, что береговой мыс был обитаем около 4 тыс. лет — в бронзовом, раннем железном веках, в раннем и развитом средневековье. Сначала здесь возникло поселение, которое с перерывами существовало с XVIII в. до н. э. по XIV в. Его материалы распадаются на 8 культурно-хронологических комплексов: с так называемой текстильной керамикой (ХVIII-ХV вв. до н. э.); с керамикой, украшенной отступающей лопаточкой (ХVIII-ХIII вв. до н. э.); с гребенчато-ямочной керамикой (ХVIII-ХIII вв. до н. э.); еловский (ХМ-IХ вв. до н. э.); молчановский (УШ-УН вв. до н. э.); васюганский и Саровский кулайской культуры (V—II вв. до н. э.); раннего (VI—IX вв.) и развитого (X—XIV вв.) средневековья. Поселение дает ученым превосходную возможность проследить, каким образом в этих местах в бронзовом веке происходило взаимодействие местного населения (культура гребенчато-ямочной керамики) и пришельцев с юга (андроновская культура). При этом впервые андроновские материалы зафиксированы так далеко на севере.

В центральной части поселения, частично накладываясь друг на друга, располагались и 2 могильника. На них пока вскрыто 81 погребение: 58 — раннего железного века (V—II вв. до н. э.), 22 развитого средневековья (X—XIV вв.), и 1 — неопределённое. Более ранний из этих памятников является сейчас единственным в Западной Сибири крупным некрополем раннего этапа кулайской культуры (V—II вв. до н. э.) и пока вторым по объему в хронологических пределах этой культуры в целом. Для томских археологов его обнаружение было большой удачей, поскольку культовые места и поселения кулайцев были известны уже около 80 лет, а поиски их захоронений все это время оставались безуспешными. Хотя ответы на многие вопросы о духовной культуре, верованиях, социальной организации можно получить именно при изучении погребальных комплексов. В Алдыгане основная часть захоронений совершена по обряду трупоположения, но есть и сожжения на месте с сохранением костей в анатомическом порядке. Большинство ям содержали единичные захоронения, в некоторых отмечены и коллективные — 2-3. Погребальный инвентарь очень многочисленный и разнообразный, часть его находит аналогии в материалах культур скифо-сибирского мира.

Параллели погребального обряда и особенно состав находок (бронзовая металлопластика Приуралья, серебряные украшения Волжской Болгарии) выделяют Алдыган среди современных ему некрополей Нарымского Приобья и позволяют предполагать, что он оставлен пришлым населением Зауралья и Нижнего Приобья.

Многослойное поселение и могильники Алдыган можно назвать энциклопедией древней и средневековой истории Западной Сибири.

См. также