Сусловский тракт

Материал из Томская энциклопедии

Сусловский тракт введён в строй в 1916 году. Был до этого артерией, соединявшей таежную глубинку Тегульдетского района с Транссибирской магистралью и цивилизацией через станцию Суслово под Мариинском. С 30-х он стал дорогой горя и слёз протяженностью в 152 верст (162 км) и продолжительностью в десятилетия. С 1940 года ссылали в район спецпереселенцев, в том числе с западных областей Украины и Белоруссии (поляки, украинцы и белорусы).

Нынче используется как лесовозная дорога. Сусловский тракт становится объектом спортивного, экстремального и паломнического туризма.

Сусловский тракт от Тегульдета до Суслово, вырезка с карты автомобильных дорог
Тегульдетский район. Сусловский тракт от Тегульдета до Суслово, на исторических картах Западно-Сибирского края 1931 года
Тегульдетский район. Сельские поселения района. Сусловский тракт проходит по Тегульдетскому и Черноярскому поселению
Угодья Южнотаёжного заказника - центра будущего Южнотаёжного заповедника. Сусловский тракт проходит вдоль восточной границы заказника и по восточной границе района Южнотаёжного заповедника (проектируется, на картосхеме представлено лесовозной дорогой и выделено зелёным цветом)

История возникновения

Старожильческое село Суслово подарило своё название не только станции на Транссибе, но и 150-вёрстному ныне заброшенному тракту. Тянулся этот путь от Транссибирской магистрали строго с юга на север через таёжные дебри до реки Чулым, на берегах которой стоял центр инородческой волости — село Туталы-Чулымские, что в пяти верстах от села Тегульдет.

Он был построен в 1913—1925 годы строительным отделом Томского переселенческого управления и соединял Тутало-Чулымскую волость с железной дорогой и Мариинском — центром уезда. К 1930 году по тракту летом было трудно ездить, так как мосты обветшали, а в ненастье дорога превращалась в месиво. Сначала прорубалась просека шириной 15 саженей (1 сажень = 214 см), потом устраивалось грунтовое полотно в три сажени. По бокам прокапывались водоотводные канавы.


Поначалу Сусловский тракт, протянувшись с юга на север от Мариинской стороны до реки Чети, сворачивал на северо-восток, к юртам Апкашевым. А позднее проложили путь от села Покровский Яр до Тегульдета.[1] Чем занимались жители притрактовых сёл? Работы доставало. Охота, рыбалка, земледелие на гарях, содержание скота, разведение пчёл. Удивительно богатые пасеками были места! В Крутой и Байдуке гнали дёготь, делали бочки, клёпку. В Четь-Конторке заготавливали лес. К тому же хватало дел и на тракте: расчищать его зимой от снега, содержать постоялые дворы…

После Тонгула с юга на север по тракту была конторка «60-й Километр», возникшая по ходу строительства новой транспортной магистрали. Потом, не доезжая двух-трёх километров до реки Четь, построили крохотную деревушку Сырую, дальше, после паромной коноводной переправы через реку Четь — посёлочек Четь-Конторка, и уж дальше, на самом берегу Чулыма, сверкал свежесрубленными домами Тегульдет.

Но теперь даже старожилам северной части Кузбасса и коренным тегульдетцам мало что известно об этой дороге среди тайги.

Возникновением своим Сусловский тракт обязан Великому Сибирскому рельсовому пути. В самом начале 1910-х годов переселенческое ведомство Томской губернии, стремясь обжить, обустроить дикую, сказочно богатую мариинскую тайгу и берега полноводного и судоходного Чулыма, начало сооружать тракт. Он стал первой в здешних краях проезжей дорогой, а до того редкое население тех мест (в большинстве своём старообрядцы) ютилось среди глухих урманов[2] по берегам речек, выращивая лён и рожь, занимаясь пчеловодством.

Тайные тропы среди топких, богатых питательными илами (готовыми природными удобрениями) Долгоунских болот служили и зимой, и летом единственным путём сообщения. Но даже они, если отходили на десяток километров в сторону, утыкались в такие трясины, преодолеть которые было невозможно.

Впрочем, староверы жили замкнуто, особой нужды поддерживать связи с внешним миром не испытывали. Редкие татарские или русские деревушки в межсезонье не имели сообщения между собой. Плавали при необходимости по речкам на обласках, перетаскивали лёгкие лодки-долблёнки по волокам, так и добирались до нужного места.

Очевидно, что рабочих рук для постройки тракта в этой глуши катастрофически не хватало. Тем более что одновременно со строительством дороги начали возводить новое крупное село — Тегульдетское, названное по переделанному на русский лад имени крохотной, впадающей в Чулым речушки Тебултет. Название «Тебултет» сохранилось на дореволюционных картах. На исчезнувшем пумпольском наречии, входившем в группу кеть-енисейских языков, оно означает «река с солёной водой». «Те» — соль, «ул» — вода, «тет» — река.

Приходилось рассчитывать на переселенцев, прибывавших из центральных губерний России, Белоруссии. Привлекали к работам австрийских и немецких военнопленных. Их было много в Мариинском уезде во время Первой мировой войны. Главная же строительная контора тракта располагалась в селе Рубине, где жили начальник строительства и мастера. Велись работы так. Сначала прорубалась просека шириной 15 саженей (1 сажень = 214 см), потом устраивалось грунтовое полотно в три сажени. По бокам прокапывались водоотводные канавы. Стоила одна такая трактовая верста в среднем 1000 рублей. Можно было провести дорогу упрощённого типа, стоимостью 400 рублей за версту. Однако в этом случае пришлось бы тратить много денег на ремонт. Потому от времянки решительно отказались.

Уже в июле 1915 года по Сусловскому тракту можно было проехать от самого Мариинска до Туталы-Чулымских, до красующегося свежесрубленными домами нового села Тегульдет.

При всей невероятной длительности пути, этот путь в конце 1919-го был наиболее спокойным для того неспокойного времени. Военные действия обошли стороной Тутало-Чулымскую волость. Восемь деревень, расположившихся вдоль тракта, жили своей размеренной жизнью, не пустовал заезжий двор. Жители волостного центра Туталы ездили по отстроенному за год до Первой мировой войны тракту, разве что в Мариинск наведывались реже.

Самой крупной водной преградой на пути из Суслово в Туталы-Чулымские оказалась река Четь. Но и эту проблему решили. Для преодоления реки была устроена паромная коноводная переправа. Зимой, с наступлением крутых холодов, когда паром был не нужен, ездили по льду.

Когда смотришь на старинную карту, на которой обозначен тракт, когда проходишь по местам, где частично сохранились его следы, поражаешься прямизне этого пути — словно проектировщики готовили место под автостраду. Впрочем, быть может, так оно и было. Первые автомобили уже колесили тогда по улицам губернского города (в Томске с 1909 года выдавали водительские права владельцам легковых машин), по Барнаулу, по быстро развивавшемуся Новониколаевску.

Всего (по разным источникам) в район сослано за десятилетие более 30 тысяч человек. Основаны десятки посёлков. Ссыльные бежали, их и коренных жителей отправляли в лагеря, расстреливали. Счёт идет на тысячи. Но еще больше умерло от жутких условий жизни. Вот почему к началу войны в районе около 15 тысяч человек, из которых ссыльных — менее 8 тысяч.

Появление тракта оживило многие прежде глухие места. Появились новые поселения. Переселенческое ведомство действовало с размахом. Только с 1912 по 1920 годы на севере Мариинского уезда намечалось разместить не менее двух тысяч семей, а это до тринадцати тысяч новых жителей. Ещё столько же — в последующие восемь лет.[3]

Но планам этим не суждено было сбыться из-за грянувших мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, Гражданской… Почему тракт, расположенный в местах, где и сегодня бездорожье, оказался заброшенным, забытым? Прежде всего, потому, что не воплотились в жизнь многие намеченные планы. Остался нереализованным проект строительства Томск-Енисейской железной дороги.

После революции прекратилась деятельность переселенческого ведомства. Сказался и передел земель, районирование. Сусловский тракт остался в стороне от перспективных центров развития и постепенно, невостребованный, пришёл в запустение. Содержать 150-километровую трассу при малом количестве населения становилось совершенно невыгодно. Трактовые деревеньки одна за одной глохли, исчезали, тракт зарастал лесом. Ни в Томской, ни в Кемеровской областях этим не были обеспокоены, да и не до тракта было. На фронт в 41-м жители Тегульдетского района уезжали ещё по Сусловскому тракту. После войны тракта уже как такового не существовало. Сусловский тракт остался в стороне от перспективных центров развития и постепенно, невостребованный, пришёл в запустение.

Спецпереселенцы были ограничены в передвижении. Под конвоем в лагере Четь-Пески сотни заключенных заготавливали древесину.

Разрабатываемые туристские маршруты вдоль Сусловского тракта

Участники лыжной экспедиции 2018 года станут первооткрывателями зимней версии разрабатываемого маршрута. «5 дней и Новый год в тайге! Я — за!». Наша экспедиция 2018 года должна начинаться с таких возгласов. И это наши люди! Объявляем о формировании состава западно-сибирской лыжной туристской экспедиции «Вдоль Сусловского тракта».

Ссылки

См. также

Примечания

  1. До революции и в первые годы советской власти и Тегульдет, и Туталы-Чулымские входили в состав Мариинского уезда Томской губернии.
  2. Урман — глухой хвойный лес с преобладаием пихты и ели
  3. Заметим, на старых картах 1911 и 1930 тракт шел через Тонгул, а сейчас Тонгул в стороне от лесовозной дороге в Пихтовку.