Первый водопровод в Томске

Материал из Томская энциклопедии
Версия от 10:09, 8 августа 2016; Андрей12 (обсуждение | вклад) (оформление)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)

Томского императорского университета.

Пруд Политехнический в Университетской роще
Родники Николая Ренкуля, инженера Санкт-Петербурга, построившего первый томский родниковый водопровод
Родник Университетский
Родник Крыловский
Родник Сергиевский, в честь Сергия Радонежского

Первый родниковый водопровод в Томске

был сооружен из родников и прудов Университетской рощи, расположенной в окружении четырёх университетов. Водопровод питался водой из родников и удовлетворял нужды университетского городка, Он брал воду из 10 ключей, протекавших неподалеку от Университетской рощи, и был устроен «по последнему слову техники»: с водонапорной башней, насосной станцией с паровым приводом насосов, сетью деревянных трубопроводов и фонтаном. В 80-90-е годы XIX века в Томске уже имелось несколько водопроводов, но все они были небольшие, локальные. Позднее в городе появился локальный железнодорожный водопровод, свои маленькие водопроводы строили местные предприятия.

Инженер Николай Ренкуль устроил фонтан сверх выделенных смет на создание университетского водопровода. И прослужил Томску фонтан 90 лет. Мог бы работать и сегодня, но в 1977 году на его месте установили памятник Куйбышеву, который, как шутили тогда, был совсем не фонтан. Сегодня прорабатываются возможности возрождения того самого водопровода. Как выяснилось, многое из созданного более ста лет назад, сохранилось.

Университетские родники — родниковый аквапарк

Самым нетронутым оказалось Университетское озеро, вокруг которого сразу обнаружили три родника, а всего описан 21 родник. Найдены родники в озёрной зоне около Университетского озера, на склоне Сибирского ботанического сада, на склоне около ТЭМЗа и в районе Вузовского переулка. На территории Сибирского ботанического сада он обнаружил водозабор конца XIX века, который использовался инженером Николаем Ренкулем для постройки первого в Томске водопровода.

Родники Дионисия и Святой Анны, питающие Университетское озеро, известны с 1895 года. Университетский водопровод основывался на системе из 10 родников и был построен Ренкулем по последнему слову техники. Воды хватало не только всему университетскому городку, но и соседним районам, при этом современники отмечали ее замечательные качества. И хотя водонапорная башня до наших времен не сохранилась, дамбу XIX века Александр Назаров укрепил, а протекающий там родник назвал в честь инженера Ренкуля. Раньше эти родники приносили Университетскому озеру порядка ста кубометров воды в сутки.

Многие родники находятся в глубине рощи Ботсада. Сейчас о них мало кто знает. Однако система университетских родников, связанная водопроводом — готовый туристский продукт. Это природный бриллиант, дожидающийся своего мастера и оформления.

Родник — элемент ландшафта. И его цель — служить предметом красоты и местом вдохновения. Вот даже взять то, как преобразилось место около Университетского озера. Раньше была грязь, свалка и голый обрыв. Как только нашли родники и начали их облагораживать, сюда стали ходить люди, отдыхать и любоваться пейзажем и журчанием моих «мини-водопадиков». Иногда даже приходится бросать работу и уходить, чтобы не мешать людям расслабляться. Конечно, вариант обустройства этой территории сделанный на энтузиазме далёк от идеала. Это лишь натурная модель.

Родник Ренкуля

Один из родников назван в честь инженера Ренкуля. Когда-то ключи этого родника были соединены деревянными трубами в единую систему. Вода стекала в четыре колодца глубиной почти пять метров. Из них живительную влагу переносили в водонапорную башню. Так, при помощи матушки-природы и нехитрых деревянных приспособлений инженер Н. А. Ренкуль в 1898 году построил первый настоящий централизованный водозабор для университетского городка за счет подземных вод.

Родник «Ренкуля» расположен в 50 м от «Крыловского» на той же гипсометрической отметке склона. Был оборудован водоприемной деревянной бочкой, но сейчас она заилена и вода течет мимо нее. Необходимы сооружения каптажа, водоприёмной камеры и висячего пруда, а также зеленое оформление. Расход воды — 1.1 л/с, температура — 8°С. Качество воды по данным проблемной гидрогеохимической лаборатории ТПУ и автора удовлетворительное. По химическому составу воды родника идентичны водам родника «Политехнический».

По гипсометрическому и ландшафтному расположению и гидрогеологическим возможностям родник идентичен роднику «Политехнический» и может служить основой как самостоятельного микроаквапарка (при любом раскладе), так и составным элементом соседних «Политехнического» и «Крыловского» родниковых зон, а в совокупности всего Университетского аквапарка.

Родник Университетский

Родник Политехнический

Расположен в западной части Ботанического сада, на склоне, рядом с южной чашей Университетского озера, напротив главного корпуса ТПУ (чем и вызвано предлагаемое название) на пересечении (изгибе) крутого террасового и южного овражного («Оранжерейного») склонов и гипсометрически приподнят до середины террасового (озёрного) склона, на искусственной террасе которого сформирован обвалованный прудик-накопитель. Характеристики. НJPS- координаты: N 56,46559°, E 084,94447°. Дебит 1.77 л/с. Температура С Летом +7.5°, зимой + 4°. PH 6.9. Качество воды: вода прозрачная, без запаха, приятного вкуса, слабая примесь песка. СЭС-контроль и экомониторинг родника проводился. Растительность вокруг: тальник, береза, тополь, дикоративные кустарники, камыш, трава. Посещаемость как питьевого источника: средняя любительская. Статус ООПТ — мезоландшафтный аквапарковый, исторический и эколого-гидрогеологический.

В месте сброса воды вал размыт. Пруд обмелел, заилен и зарос тростником. Дебит родника — 1.7 л/с и лишь в период снеготаяния возрастает до 1,9 — 2 л/с. Температура воды — 7.5о С.

Выход родника каптирован двумя перпендикулярно расположенными головными дощатыми прямоугольными полуразрушенными дренами и водоприёмной камерой. Над водоприёмной камерой образовался суффозионный микроцирк. Необходима засыпка и гидроизоляция суффозионного микроцирка, реконструкция каптажа и водоприёмной камеры, очистка и углубление пруда.

Качество воды родника, в том числе и по радионуклидным показателям, по данным автора и проблемной гидрогеохимической лаборатории ТПУ отвечает требованиям ГОСТа и лишь в период ливневых дождей и снеготаяния отмечается повышенная мутность и нитратная загрязнённость. По химическому составу воды пресные (0.79-0.83 г/л) (хлоридно)-гидрокарбонатные (натриево)-кальциевые (кислородно)-углекисло-азотные с содержанием нитратов от 6.1 до 27.5 мг/л, нитритов — 0-0.1 мг/л, железа — до 0.3 мг/л, суммы кальция и магния (общей жёсткости) — 8-9.6 мг-экв/л. Содержание тяжёлых металлов не превышает ПДК и составляет 61 (мкг/л) для урана — 1,06, ртути — до 0.5, свинца — 1.4-17.3, меди — 0.1-8.65, цинка — 2.4-12.1, серебра — до 1.2, никеля — до 1.73, олова — до 0.52, кадмия — до 0.09, лития — до 43, хрома — до 3.46 и марганца — до 34.6. Метан и другие углеводородные газы не фиксируются. Фенол в водах не обнаружен, а содержание СПАВ не превышает 0.01 мг/л. Коли-индекс −2-4 (максимум после дождей). Среди бактерий в летнее время в водах обнаруживаются (кл/мл) аммонифицирующие (80-100), нефтеокисляющие (20-50) и уробактерии (до 10), олиготрофы (2300—2500) и сапрофиты (600—700), в том числе споровые (70-90) и мезофильные (75-85), что вполне отвечает нормам для чистой воды.

Значение. Возвышение родника над Университетским озером и стабильный его дебит, а также качественный состав воды создают уникальные возможности водно-ландшафтного архитектурного оформления всей южной части склона (до ТЭМЗ) в виде локального аквапарка с каскадом «висячих» прудов и прудиков, водопадиков, фонтанчиков, веерных журчащих перетоков и «каменных» ручейков, мостиков, смотровой площадкой, часовенкой, туристскими тропами, ярусными склоновыми зелёными насаждениями, озеленёнными ажурными беседками, гротами и «сбегающими» по склону извилистыми лесенками, что имело бы большое социально-экологическое, учебно-воспитательное, культурно-просветительское, эстетическое и туристско-экскурсионное значение и послужило бы примером бережного отношения к сохранившимся в черте города уникальным природным объектам, их грамотного архитектурного оформления и рационального использования.

Рекомендации: необходима реконструкция каптажа, родникового пруда и зеленого оформления, очистка и углубление пруда и озера.

Родник Крыловский

Родник Сергиевский

Восстановление родникового парка

Университетским озером и его родниками занимается Александр Назаров. На энтузиазме. Он оборудовал на склоне обрыва у озера «ласточкины гнёзда», построил пару-тройку лавочек и столиков, сделал две лестницы на склонах и укрепил тропинки у самих родников. Строительство самодельных сооружений ведется из подручных средств найденных рядом с обрывом (из склона часто можно вытащить старый строительный мусор, поэтому есть, где разгуляться и из чего выбрать). Но постройки быстро ломают вандалы. Даже анивандальные конструкции (дерево+железо) не стоят дольше месяца.

У Александра Дмитриевича и его команды из волонтерского отряда ТГУ есть помощники — дети. Ответственные родители решили на примере родников показывать своим отпрыскам, как важно сохранять природу. Поэтому часто можно увидеть, как маленькие дети веточками вытягивают тину и листья, которые забиваются в лотки для водопадов у Университетского озера. До других родников даже взрослые добраться смогут с трудом, по тропинкам из поваленных деревьев, тем не менее роща остается малопроходимой.

Чтобы самому определить, где находится предполагаемый родник, нужно просто смотреть себе под ноги, гуляя по лесу или парку. В таких местах весной земля высыхает в последнюю очередь, а в сухое время года красуется зеленая поляна. Рядом с этим «мокрым местом» буду расти влаголюбивые растения (камыш, осока), а после захода солнца над ним собираются комары и мошки. Вечером в этом месте будет видна туманная дымка. Зимой — проталины или наледи на снегу. В случае обнаружения такого места самому лучше не пытаться вскрыть родник, а обратиться к специалистам. Ведь, пытаясь помочь природе, можно только все загубить — копнуть слишком глубоко или «недокопнуть», и вода уйдет. В планах у Александра Дмитриевича закончить обустраивать уже найденные родники — восстановить системы лотков и подпорные стенки.

Общегородской водопровод

13 апреля по новому стилю томский водопровод отмечает свой день рождения. 110 лет назад Томск получил первую очищенную речную воду. Дата эта, конечно, условная. Торжеств по случаю запуска водопровода в Томске не устраивали, потому как работы впереди было еще много — предстояло проложить еще не один десяток километров труб, чтобы у всех без исключения жителей города была чистая вода. В общем-то, вся история томского водопровода — это и есть история постоянных строительств и реконструкций.

Обеспечить устойчивое во всех отношениях водоснабжение города могла только Томь, Ушайка и мелкие городские речки со временем превращались в сточные канавы, брать оттуда воду было просто небезопасно. Город то и дело охватывали эпидемии холеры, брюшного тифа; плотная деревянная застройка становилась причиной частых пожаров.

Среди десятка претендентов на право осчастливить томичей высокая комиссия отдала предпочтение московской строительной фирме «Общество механических заводов братьев Бромлей». Наконец, 7 августа (25 июля по старому стилю) 1903 года исторический договор между муниципалитетом и московскими строителями был подписан. По проекту, после ввода в строй, в день потребителям нужно было подавать до 300 тысяч ведер воды. Кроме того, в случае пожара водопроводная система должна была пропускать еще не менее 36 тысяч ведер.

Осенью 1903 года на берегу реки Томи (примерно в районе нынешнего коммунального моста) началась постройка водонасосной станции с фильтровальным отделением, оснащенным современными американскими фильтрами. На Белом озере возвели водонапорную башню, причем кирпич для этих сооружений возился из Москвы. Качество местных строительных материалов господ московских строителей почему-то не устроило. Весной 1904 года началась укладка труб, общая протяженность которых составила 34 километра. В разных частях города соорудили полтора десятка водоразборных будок. Из них конные водовозы доставляли живительную влагу в дома томичей. Самые богатые горожане могли договориться о непосредственном подводе труб в свои жилища, но в этом случае они должны были раскошелиться на солидный резервуар, рассчитанный на дневную норму потребления воды.

Несмотря на множество трудностей и задержек, строительство шло довольно быстро. В апреле 1904 года началась укладка стен машинного отделения и водонапорной башни. Через три месяца из Москвы прибыли водопроводные трубы, которые тут же стали укладывать в траншеи. Осенью были собраны паровые машины, насосы, фильтры и котлы. 31 марта 1905 года (13 апреля по новому стилю) началась пробная бесплатная подача воды из водоразборных будок.

Строившийся водопровод уничтожил монополию местных «поильцев» — водовозов. Не желая терять своих прибылей, они обратились в городскую думу с просьбой уменьшить стоимость забора воды из водоразборных будок с 15 копеек за 100 литров до 30 рублей в год. Дума на это не пошла ввиду того, что в процессе работы стоимость постройки возросла до суммы более чем в 700 тысяч рублей (немудрено, если учитывать в какую «копеечку» вылетела перевозка кирпичей и прочего из Москвы в Томск). Кроме того, гласные думы резонно рассудили, что: «на водопровод следует смотреть как на городское торговое предприятие и принимать все надлежащие меры к тому, чтобы это предприятие не только не давало убытку, но и приносило городской казне доход».

В марте 1906 года думская комиссия приняла водопровод в эксплуатацию. По контракту первые три года строители должны были отвечать за его бесперебойную работу. В конце 1908 года, устранив все недоделки, фирма «Братья Бромлей» передала свое творение городу, соорудив к тому же, на радость томичам, фонтан в городскому саду.

Со стороны подрядчика работами руководил Александр Флегонтович Громов. После их окончания он осел в нашем городе, став одним из крупнейших томских предпринимателей. На его деньги были построены электротеатр «Новый» (сейчас — здание ТЮЗа) и знаменитые Громовские бани по переулку Монастырскому (переулок Плеханова).

Водопроводные сооружения, построенные под руководством Александра Флегонтовича, функционировали без дополнительной реконструкции и капитального ремонта более двух десятков лет. В конце 1920-х годов был составлен проект расширения и модернизации водопроводных сооружений с установкой оборудования по хлорированию воды. Но реализации этих планов помешали административно-территориальные реформы 1925 и 1930 годов, в результате которых Томск потерял сначала статус губернского, а затем и окружного центра, став обычным райцентром Западно-Сибирского края. Наш город оказался на обочине индустриализации, деньги на нужды его коммунального хозяйства выделялись по остаточному принципу.

В 1941 году в Томск эвакуировали несколько десятков промышленных предприятий, и потребность в воде резко возросла. По мере сил и скудных средств в годы войны на водонасосной станции поменяли оборудование, что позволило значительно увеличить потребление речной воды.

Строительство нового водопровода началось в 1946 году. Полностью проблему водоснабжения удалось решить только с вводом в эксплуатацию в декабре 1973 года томского подземного водозабора.

Ссылки

См. также