Чигаринский кедровник

Материал из Томская энциклопедии

Кедровники около д. Чигара Парабельского района

Чигаринский кедровник

Из-за низкого потенциала естественного возобновления кедра кедровники требуют бережного отношения. Средний возраст кедров в Чигаринском кедровнике составляет 210 лет, возраст старше зрелого. Лесовосстановлением целенаправленно никто не занимается, а участившиеся в последнее время вырубки кедра нарушают экосистему, кедрачи сохнут или наоборот заболачиваются.

Чигаринский кедрач идёт кряжем вдоль трассы на Томск с правой стороны, начинаясь за Нестерово и продолжаясь до Петкуля. Общая площадь кедровника примерно 1 тыс. гектаров. Это орехопромысловая зона.

Отношение местного населения к кедровнику

Сохранённый населением в процессе освоения территорий Сибири Чигаринский кедровник — воплощение бережного отношения русских поселенцев к кедровым лесам.

Осваивая новые пашни, крестьяне сохраняли кедровые массивы, оберегали кедровники, проводили в них рубку сопутствующих, слабо продуктивных и сухостойных деревьев. Сибиряки ценили кедровники как лучшие охотничьи угодья, использовали орех в пищу, знали целебные свойства кедра. Настой хвои использовался для лечения цинги, живица кедра — для лечения гнойных ран, ожогов. Из кедровой смолы получали скипидар и камфару, из ореха готовили масло. Кедровые «сливки» по калорийности превосходили куриные яйца.

Во времена наших дедов и прадедов в кедрачах вместо делян были засеки. Засеки распределяли на сходе между семьями. Семья пользовалась этим участком кедрача для сбора ореха, ухаживала за ним. До сих пор в Чигаринском кедровнике сохранились названия местечек: Андрюхина засека, Понджа, Мачехин мыс, Цыганово поле. Старожилы помнят, как собиралось деревенское собрание, на котором бородатые и усатые старики решали вопрос о том, какой кедр свалить, чтобы построить неводник. Кедры чигаринцы знали наперечёт, берегли их пуще глаза, ведь не раз кедрач спасал их от голодной смерти. Категорически запрещалось жечь в кедровниках костры. Бот использовали, но чтобы не портить шкуру кедра, на него надевали валенок или прибивали кусок старого пима. За порчу кедра можно было получить штраф в 80 рублей - баснословные деньги. Били шишку обычно в выходные, больше потому, что в будни крестьяне до позднего вечера были заняты работой в колхозе и на своём подворье: уборкой хлеба, заготовкой сена, копкой картофеля. Раньше положенного срока орех не готовили. Установленные правила соблюдались, да и нарушать их никто не собирался. Следили за правилами лесообъездчики. Это были фанаты своего дела. Одного из них, дедушку Шеина, боялись как огня. Он проявлял чудеса сыска, чтобы задержать нарушителей. Заготавливали орех не ради наживы, а для собственного потребления. Нажива началась в 80-х годах, тогда появились первые скупщики. Они стали покупать калёный орех у населения по 15-25 копеек за килограмм. В лес скупщики не лезли. Хозяевами там были местные жители, они берегли свои кедровники, не использовали потребительски.

См. также